Смотрю на набирающую популярность тему «про деньги». Сейчас только ленивый не начал работать с этим. На самом деле это хорошо, благосостояние людей дело богоугодное. Следующие слова будут обращены к коллегам, поэтому если чего не поймёте, то лично вам оно и не надо.
Работая с финансовыми ограничениями, вы работаете с психотравмами. Это стоит учитывать, потому что есть такая штука — «ретравматизация». Говоря по-простому, это удар молотком по синяку с целью научить превозмогать боль. Давайте будем адекватны, если человек переодически сваливается в «нересурс», значит у него на это есть причины, иначе он бы уже давно вприпрыжку поскакал собирать свои миллионы.
Убеждение — это достаточно сложная организация психики, которая создаётся не на пустом месте. В основе может лежать как собственный, так и чужой (например, родовой) опыт, и бомбить его раскрутками идея не всегда хорошая. Вообще рефрейминг работает как вспомогательный инструмент и не трансформирует опыт, а лишь меняет к нему отношение.
Если же брать саму систему организации опыта у клиента, то работая с финансовой моделью, нужно в первую очередь понять эту самую модель. Модель многоуровневая, и состоит из элементов:
• в первый уровень входит рынок, покупатели, деньги, продавец (сам клиент) и продукт.
• на втором уровне идёт сегментация продуктов, персонала и покупателей.
• на третьем финансовые показатели и стратегии расходов и доходов.
• на четвертом стратегии развития
С самого начала нужно убедиться, что эти элементы присутствуют в «карте» клиента. А то бывает так, что люди, например, просто не видят денег у себя в системе. Нет такого элемента и всё тут! Отсутствовать также могут как покупатели, так и он сам. Достаточно просто попросить человека нарисовать свою финансовую систему на листе бумаги, чтобы проверить, всё ли на месте.
И вот тут начинается самое интересное — исследование связей между элементами. По рисунку довольно чётко видно, как клиент связывает деньги с другими элементами системы, и где у него косяки. По сути, связи должны течь, как система водных каналов: всё должно быть понятно и физически обосновано. Система должна быть живой.
И вот здесь появляются фантомы — ресурсы и ограничения, которые вплетены в связи между элементами финансовой модели так, что не позволяют ей разворачиваться. Вот он, предмет работы терапевта и коуча! Нужно помочь от этих ограничений избавиться, вместо них запустив в систему ресурс.
Да, я понимаю, сложновато. Проще долбить по убеждениям, которые в 90% случаев вообще никакого отношения к деньгам не имеют. Почему я так считаю?
Да просто благосостояние это статус, а не закрытие базовых потребностей. Деньги это пятая стихия, но её придумали люди, а значит и работать с ней нужно исключительно с точки зрения человека, а не метафизики. Если мы не учим людей строить правильную финансовую модель, мы заставляем их изобретать велосипед.
А это дело вполне себе интересное, но малоэффективное.