О постоянстве

О постоянстве

Вы хотите пить? Может быть, не сейчас, может быть, вы захотите глоток воды через какое-то время.   И тогда вы, проходя мимо магазина, зайдёте внутрь, подойдёте к прилавку, посмотрите на ассортимент и выберете бутылку со знакомой этикеткой. Но перед тем как отдавать деньги, подумайте о следующем – вы всего лишь захотели смочить горло, а до этого времени производитель воды совершил огромное количество действий, чтобы ваш взгляд упал именно на его этикетку.

Мы все считаем себя личностями, опираясь на собственные критерии. Нас нельзя заманить в секту, хотя их создают именно для людей нашего мышления и достатка; мы свято верим в наши представления о мире и своё личное объективное мнение, хотя мнение человека, эмоционального и иррационального существа, априори не может быть объективным; мы считаем, что сами выбираем себе воду для питья, поддерживая миф о каких-то «собственных целях», как будто мы прилетели с Марса и не воспитывались со всеми остальными, такими же, как и мы сами.

Итак, вы смотрите на бутылку, и ваша рука уже указывает на надпись на этикетке, произнося название воды. Но откуда вы знаете, что именно эта вода вкусная и полезная?

Давным-давно, где-то в году 1945-м, стало понятно, что с идеей личности пора завязывать. Две войны, выкосившие население Европы (Россия всегда была частью Европы, просто забыла об этом) дали четкое понимание – с модерном (современными течениями, определявшими основные направления общественной жизни в конце XIX и начале ХХ века) пора заканчивать. Технический прогресс опасен в руках людей, поставивших себя выше всех остальных и убедивших этих самых остальных в особом пути их народности. Если кто сомневается, допустите появление атомной бомбы у Гитлера в разгар Сталинградской битвы. А ведь такая возможность не случилась только по случайности (простите за забавную тавтологию).

Итак, послевоенное общество переопределяет свой дальнейший жизненный путь. Основной тренд времени – улучшение благосостояния после тяжелых военных лет. Советская оттепель, послевоенное восстановление Европы – это начало зарождения общества, ориентированного на хороший быт, вкусную еду и приятный отдых. Уже никто особо не помышляет о технических прорывах на благо человечества. Гагарин летит в космос на межконтинентальной ракете, изобретенной для бомбардировки США, а Эйзенхауэр в своё президентство зажимает деньги на программу «Меркурий», искреннее считая, что Вьетнам важнее и ближе орбиты Земли.

Но при чём здесь бутылка воды?

Сейчас модно говорить про Матрицу, которая пожирает своих детёнышей, зомбируя голову свободным и чувственным потомкам Адама. Однако стоит упомянуть, что Матрица возникла не сама по себе. Сложно в матричном мышлении обвинить сотни писателей, поэтов, изобретателей, путешественников, первооткрывателей XIX и ХХ веков. Так откуда же у нас собственное величие, граничащее с исключительностью, при полном отсутствии даже намеков на таланты Толстова или Эдисона?

Итак, общество, отодвинутое на задний план разборками супер-держав, занимается по сути одним делом – тестирует на вкус и ощупь отходы от военной промышленности. Так появляются микроволновки, радиотелефоны, жк-дисплеи, внедорожники и реактивные двигатели. Всё технологичное, что мы имеем сейчас в своем пользовании, создавалось не во имя человеческого прогресса, а для его — человечества — уничтожения. Но самым большим рывком цивилизации стал прорыв в телекоммуникационных технологиях. Общество активного накопления благ вышло в сеть – форму новой групповой личности. Миллионы лампочек, наконец, связались единым проводом. И тут человек придумал себе новую игру.

Можно много теоретизировать по поводу личной самоидентификации, называя себя современными людьми с правами и свободами. Однако у лампочек, связанных в сеть и питающихся от одной розетки, есть только одна функция – светить ярче и красивее всех остальных. Лампочке не нужно знать, что думает и чувствует другая лампочка. Ей нужно быть лучше этой другой, только тогда она станет заметной.

Идея общества потребления — не в получении радости от обладания игрушкой, а в сравнении своей игрушки с игрушками других. Разве машина — это просто средство передвижения? Разве телефон — простое средство связи? А путешествие — все еще познание новых мест, а не соревнование фотографий в Инстаграмме?

Сейчас стало легко учить продажам, потому что единственный бренд, который остался на рынке – это бренд собственной неотразимости. Именно он продает все, что нужно продать. Достаточно лишь помочь человеку осознать, насколько это поможет ему выделиться среди других подобных. Кстати, «я не такой» — это тоже прекрасный бренд про свое превосходство над толпой. Скоро это будет – быть «не таким, как не такие». А потом и «не таким, как не такие, как не такие». Пользуйтесь — я пророк в маркетинге ))

Лозунг сетевого разума – «Ты достоин этого!» И кто может усомниться в правильности этих слов? Разве не для того живем, чтобы взять от жизни лучшее?
Однако, вместе с этим исчезает последовательность развития. Нам уже не нужны бабушкины советы, когда есть форумы бывалых.  Новая модель всегда лучше предыдущей. Новая игрушка, машина, жена, отношения, страна…

Личность имеет право остановиться и подумать. Сетевой разум – нет. Потому что это смертельно для личной неотразимости. Быстрота определяет, на каком ты месте в этой гонке за исключительностью. Можно не думать о последствиях решений. Написать коммент (даже не комментарий) — это вам не высказать свою точку зрения в глаза оппонента. Фейсбук отупляет хуже, чем все учителя средних школ вместе взятые. Мысль, высказанная налету, превращается в сырой комок теста. Её же нужно обдумать, слепить, взрастить… Но некогда. А вдруг другой уже выплюнет нечто похожее в Твиттер и станет первым, кто получит порцию аплодисментов вместо меня?
Сетевой разум не предполагает долгих размышлений.

Думать вообще вредно, ведь девушки любят веселых парней, правда? Кстати, всю жизнь реальность формировали мужчины, благодаря своей вариативности, а женщины выбирали более жизненную на данный момент. Теперь же все смешалось. Женщин учат рулить, а мужчин подстраиваться. Не удивляйтесь, что скоро дети будут исключительно из пробирок.

Итак, новый опыт, если он не дает превосходства над другими, вредит понятной картине мира. Жизнь слишком коротка, чтобы проверять все самому. Зачем, ведь достаточно просто сверить новую картинку с прошлым опытом. Мой опыт не может меня обманывать, ведь он принадлежит самой яркой и талантливой лампочке гирлянды. А значит только вперед, бороздить океаны и открывать новые (для себя) острова.

Как ни странно это звучит, обществу потребления не нужна любовь и постоянство. Постоянство вообще вредит продажам. Подобно зрителю в театре, который мучительно привыкает, что кадр не переключается каждые 6-8 секунд, к объекту любви нужно присмотреться, почувствовать его или ее, заглянуть глубже. Подумать, что исследование — это не только вширь, но и в глубь. И тогда со стороны будет казаться, что вы стоите на месте, между тем вы исследуете глубины, что может быть не менее интересно.

И вот вы стоите за прилавком и смотрите на воду. Ваш прошлый опыт говорит вам, какая вода в прошлый раз была вкусной, а еще ее пьет пол-Москвы.
«Эта?» – «Да, она.» – «Дайте две.» Не открывая бутылку и даже не принюхиваясь, вы платите деньги и выходите из магазина. На бутылке же всё написано, зачем проверять? Это долго и не интересно. Вы же точно знаете, что хорошее, а что плохое.

Кто-то крупный и профессиональный сделал всё, чтобы выбор пал именно на эти буквы. Больше не нужно думать. Нужно просто вспомнить, что нравится. А разве может нравиться плохое?

Теперь не модно заглядывать внутрь и пробовать на вкус. Зачем?