Про кризис

Про кризис

Очень популярное в последнее время слово — «кризис».

Я, как, подозреваю, и многие другие люди, привык использовать его, особо не задумываясь над его значением. Такое неосознанное и неосмысленное отношение к этому слову вызывало лично у меня чувства безысходности и подавленности.

«Сейчас кризис… до кризиса… пока не закончится кризис… у меня, похоже, кризис…» — множество вариантов применения и контекстов, в которых слово используется. Лично для меня, до того как я заглянул в энциклопедию и прочитал значение этого слова, было что-то около «это когда плохо и ничего не можешь сделать, надо терпеть и надеяться, что когда-то закончится».

Случайный визит в Википедию полностью изменил моё отношение к этому слову: «Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.»

Особо понравилось прочтенное где-то определение: «это состояние, при котором старый способ жизни перестаёт быть возможным».

Уже пару лет назад я думал о том, что не будет «спада и восстановления экономики» и что люди, которые ждут «когда всё восстановится» и спрашивают моего об этом мнения, где-то фундаментально ошибаются. Со временем я понял, что отката уже никогда не будет, будет что-то другое, произойдут какие-то изменения, но не возврат. И на вопрос о том, когда всё восстановится, я отвечал «никогда», потому что слишком многое из того, о чем говорили люди, уже не вернётся в старое состояние.

Жаль, что я тогда не знал значения слова «кризис» — это очень многое упростило бы. И понимание того, что кризис — это в первую очередь этап изменений, в процессе которых всё пересматривается: старые наработанные ценности, привычки, подходы; понимания перестают работать и на смену им приходят новые.

Это происходит с каждым человеком в процессе жизни. Слышали, наверное, про «возрастные кризисы». Это когда ценности, ориентиры и подходы, с которыми мы привыкли жить до определённого момента, больше не работают и у человека происходит болезненный процесс адаптации к новой жизни.

Если понять и увидеть, как это происходит на уровне человека, то происходящее со страной, народом тоже становится намного более очевидным. Если взять одного человека и ещё одного человека, никто же не надеется, что они вдвоём представляют из себя нечто существенно отличающееся от одного человека? А с чего тогда удивляться, если взять 20 миллионов человек и 20 миллионов человек, что эта совокупность будет представлять из себя нечто существенно иное? В каждом одном человеке в миниатюре можно рассмотреть все те же явления и феномены, которые происходят в стране. И наоборот. И в больших масштабах, на континентах, на планете в целом.

И вот именно таким образом, в свете существенных изменений на этом шарике за последние сто лет (взять хотя бы население, которое сто лет назад составляло около 1 миллиарда), многое изменилось и в нашей стране, начиная от информационных технологий и заканчивая устареванием и износом инфраструктуры, жизнь тоже меняется.

Это кризис. Болезненный. В этот период можно делать многое, но наиболее разумным мне представляется единственное — бросать ждать, когда всё вернётся и восстановится. Внимательно смотреть вперёд в поисках изменений и трендов, которые будут иметь существенное значение в будущем. А также огладываться назад, чтобы как можно быстрее увидеть то, что остаётся в прошлом, и с чем стоит распрощаться как можно быстрее.

Одним словом — адаптироваться. То есть делать то, в чём человек, собственно говоря, так хорош и благодаря чему стал доминирующим видом на этом шарике…

Подробности ANTI-CRISIS.PRO