Пророчества, которые сбываются

Пророчества, которые сбываются

«Если люди определяют ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям» (У.Томас)

Однажды богатый китайский купец Ли Чжао обнаружил пропажу у себя большого кошелька, туго набитого монетами. Обыскав с женой весь дом, купец пришел к выводу, что кошелек украли, причем недавно. Подумав еще, Ли Чжао предположил, что деньги стащил бедняк, Чан Джун — как раз накануне он безрезультатно умолял дать ему немного денег. Однако доказательств нет, а без них стража и палец об палец не ударит — наместник молодой, еще не растратил желания бороться за справедливость в Поднебесной. В общем, Ли Чжао решил понаблюдать за бедняком в течении недели.

И точно! При встрече с купцом Чан Джун начал прятать глаза, говорить сбивчиво, пару раз даже как-то покраснел, а через несколько дней и вовсе стал обходить дом Ли Чжао и его самого стороной. Налицо то, что бедняк что-то скрывает от него, уважаемого в провинции Хэйнань человека!

И вот, когда Ли Чжао собрался бежать к страже, радостно вскрикнула в своей комнате его жена: «Дорогой, я нашла твой кошелек с деньгами!«

И тут Ли Чжао призадумался: почему Чан Джун вел себя так странно?

Собственно говоря, есть два варианта объяснения данного обстоятельства. В первом варианте бедняк вел себя как обычно, но Ли Чжао, охваченный паранойей, стал внимательнее к деталям поведения Чан Джуна, которые раньше игнорировал, а так же стал вкладывать в них новый смысл. Во втором случае Чан Джун, почувствовав пристальное внимание со стороны обычно равнодушного и черствого купца, действительно изменил свое поведение — скромный и не любящий публичности крестьянин не мог не смущаться, когда богач вдруг стал постоянно останавливать его, спрашивать «как дела?» и «как благосостояние — не повысилось ли?».

В любом варианте мы сталкиваемся с феноменом, который имеет несколько вариантов названия, из которых мне больше всего нравится «самоподтверждающееся пророчество» (есть еще «эффект Розенталя», «эффект Пигмалиона», «самореализующееся пророчество»). Суть его в том, что под влиянием заранее сформированной внутренней установки человек вносит дополнительные искажения/изменения внешней реальности. Причем есть два способа этих искажений:

а) «Фильтровать» воспринимаемую информацию через сужение восприятия (или своего «туннеля реальности») — фиксировать то, что вписывается в установку, и не осознавать то, что ей не соответствует.

б) Неосознанно провоцировать своими действиями других людей на то, чтобы они выдавали требуемую установкой реакцию.

Общим является то, что человек направляет свою активность на поиск подтверждения своей идее, осознанной или неосознанной. Классическим уже стал эксперимент Роберта Розенталя, в котором он дал ложную информацию учителям относительно коэффициента интеллекта их учеников. Но, к удивлению исследователя, к концу учебного года ученики демонстрировали успехи в соответствии с наугад присвоенным им коэффициентом. Розенталь заключил, что «ожидания преподавателя в отношении интеллектуальных возможностей ученика часто играют роль самореализующегося пророчества в образовании этого ученика».

Последующие эксперименты с разными людьми и ситуациями раз за разом обнаруживали влияние предустановки на восприятие реальности. Так, Д.Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, приводит еще данные по ученикам: в эксперименте в рамках летней программы Headstart для 60 дошкольников сравнивались показатели учеников двух групп. Преподаватели первой из них склонны были ожидать от своих учеников относительно медленного прогресса в обучении. Во второй группе преподаватели считали, что их ученики имеют превосходные интеллектуальные данные и способности к обучению. Ученики второй группы обучались намного быстрее.

Похожая картина наблюдается и в бизнесе. Д.Ливингстон констатирует
    • ожидания руководителей в отношении подчиненных и манера обращения с ними в значительной степени определяют производственные показатели подчиненных и их карьерный рост;
    • характерная отличительная черта лучших руководителей — это склонность иметь высокий уровень ожиданий в отношении работы подчиненных, которые те оправдывают;

    • менее успешные руководители не в состоянии развить у себя подобную склонность, и вследствие этого их подчиненные работают менее эффективно;

    • подчиненные чаще всего делают то, что, по их мнению, от них ожидают.

Российский/советский ученый А.Ухтомский называл данный эффект в общении «законом заслуженного собеседника», который сформулировал так: к какому «Я» в человеке ты обратишься, такое и отзовется. Если будет разговаривать с негодяем — отзовется негодяй. Если будешь разговаривать с умным человеком — может отозваться умный человек. Мы заслуживаем тех собеседников, которых имеем.

И уж совсем забавно выглядит ситуация с инженерными психологами в США, в 1920-е годы. Группа психологов получила заказ организовать рабочие места на заводе так, чтобы повысить производительность труда работников. Психологи взялись за дело, переставили рабочие места — производительность увеличилась. Изменили освещение — производительность увеличилась. Перекрасили стены — производительность увеличилась. В общем, что бы ни делали психологи, все шло во благо. Тогда один из исследователей взял, и вернул все на свои места, как было до вмешательства психологов. Производительность еще немного увеличилась. Такой же скачок результатов нередко дает смена тренера в спортивной команде, когда этот тренер даже толком к работе приступить не успел. Впрочем, и на заводе, и в спортивной команде данный эффект не был стабильным. Возникновение эффекта объясняется тем, что работники и спортсмены расценивали изменения как направленные на их пользу и… неосознанно начинали помогать психологам и тренеру оказывать себе же самим помощь.

Самоподтверждающееся пророчество демонстрирует свою силу и в ситуациях с составлением всеобъемлющих типологий человека — когда, взяв за основу какой-нибудь важный (с точки зрения исследователя, разумеется) признак, делаются попытки разделить людей на разные типы с уникальными, присущими только им личностными характеристиками. Самыми наглядными примерами являются астрология (важный признак — знак Зодиака) и соционика, опирающаяся на «информационный метаболизм». Люди, определяя свой тип (и поверив в него), начинают под него подстраиваться, получая «индульгенции» по отношению к собственным недостаткам, игнорируя собственные достоинства, которые не вписываются в картину, и приписывая себе то, чего в реальности нет, но что прописано в типологии. Если добавить еще эффект Барнума (склонность соглашаться с позитивными описаниями собственной личности) — то получается, что это не человек определил свой тип, а тип начал диктовать человеку, как ему себя вести.

Искажается и восприятие другого человека. Ведь теперь это не Вася, а, допустим, Скорпион. А со Скорпионами у Дев отношения не складываются… Ну, значит, не судьба — пытаться договориться и понять тебя бессмысленно. Во-первых, я и так понимаю тебя (Скорпионы — они такие…), а во-вторых, все равно не получится — не судьба, звезды говорят. Сторонники соционики увлечены поиском «дуала» — это человек, который по своему личностному типу идеально подходит к ним, как «вторая половинка». И это тоже затрудняет контакт и понимание другого человека. Ну, если не получится выстроить отношения — значит, не «дуал». Если просто будут возникать проблемы — это тоже потому, что не дуал…

Поэтому любая глобальная типология, описывающая человека в целом, для психолога просто опасна — искажает восприятие, побуждает воздействовать на клиента, чтобы он «соответствовал». А многие клиенты этому только и рады :)).

Впрочем, самоподтвержающиеся пророчества можно поставить и на службу. Ожидая позитива от других людей, мы оказывает на них неосознанное влияние, стимулируя их на больший оптимизм. Ожидая успеха от собственной деятельности, мы стимулируем себя и других людей помогать нам (причем это происходит помимо нашего сознательного контроля!). Странно ведь браться за дело, будучи внутренне уверенным, что оно обречено на провал. А ведь так бывает — и бывает очень часто, и такое явление даже получило название «самосаботаж». Если уверен, что это дело гиблое — то самореализующееся пророчество развернется во всей красе: мы или не заметим позитивных сдвигов в деле, или же будем стимулировать других людей на то, чтобы они нам — не помогали. Себя, кстати, тоже.

Так что — поставим эффект Розенталя себе на службу, но будем помнить — что одних только мыслей будет мало. И что не мысли притягивают результат. А мы сами :)).

P.S. В фильме «Матрица» была такая сцена. Нео отправился на встречу с пифией. Пифия (предсказательница) — пожилая черная женщина, живет в обычной квартире, а встреча происходит на кухне, за выпечкой разных вкусностей. Когда Нео вошел, Пифия попросила героя не беспокоиться о вазе. Нео в недоумении стал смотреть по сторонам, пытаясь понять, что за ваза, о которой не стоит беспокоиться, после чего задел рукой стоящую рядом вазу и разбил ее. Нео извиняется, на что Пифия сказала, что в извинениях нет необходимости, и задала вопрос: «Разбилась бы ваза, если бы я ничего не сказала про нее?»