Метафора денег

Метафора денег

Кроме того, что мы видим, слышим и чувствуем во внешнем мире у нас есть свое внутреннее представление о порядке вещей. Какими бы благоприятными ни были внешние условия, наше восприятие зависит от того, какие убеждения, ценности и условности царят в наших головах.

Возьмем для примера деньги. Сами по себе финансы — это цифры в компьютере (или бумажки в кармане). Мы хотим не самих денег, а то, что за эти деньги можно купить. И  здесь очень важно понимать, с чем в вашем внутреннем мире ассоциируются деньги и способы их зарабатывания.

Начнем с того, что образы в нашей голове существуют не просто так. Мир метафор — это мир процессов, отношений, действий и всего, с чем мы сталкиваемся в реальности. При этом наш мозг  с целью упрощения очень любит обобщать, исключать и дополнять информацию, создавая образное представление.

Метафора — это простое представление о сложном.

Попробуйте прямо сейчас представить ваши взаимоотношения с деньгами таким образом, как если бы деньги были реальным природным явлением. Не читайте дальше, пока не представите. Получилось?

Кто-то деньги в своей метафоре ловит удочкой, кто-то собирает их как яблоки, кто-то — как капли дождя, наполняя ими банку (или бочку) и так далее. Давайте теперь разберемся, что эти метафоры значат.

Любые погодные явления сезонны: снег может выпасть, а может — нет; урожай может уродиться, а может — нет, да и растить и собирать его занятие крайне трудоемкое. Один мой клиент представлял деньги в виде угля в шахте, который добывал сам (тяжелый труд), другой — в виде воздуха (который не чувствуется и который мы не видим). Стоит ли удивляться тому, что у обоих с деньгами было напряженно?

Поисследуйте свою метафору на предмет сложности и предсказуемости. Что должно произойти, чтобы это природное явление состоялось. и как оно будет постоянно присутствовать в вашей жизни. Стоит заметить, что у бизнесменов, с которыми мы работаем, метафоры денег — это скважины, на которых работают гномики, или реки, на которых стоят гидроэлектростанции. Это что-то, где сам человек лично почти не участвует и что требует минимального внимания.

Попробуйте разобраться со своими представлениями о действительности. Очень хорошо будет, если ваша модель будет трехмерной — вижу, слышу, чувствую. В бизнесе одного моего учителя, кстати, модель пятимерная. Он может чувствовать бизнес еще и на вкус и запах. Стоит ли говорить, что у этого человека несколько собственных заводов?

Строя свою модель, помните, что помимо ваших представлений существует еще и действительность, в которой нужно делать реальные шаги. Однако ваша внутренняя метафора может быть отличной дорожной картой. Удачи!

Оригинал статьи