ТЕМНАЯ СТОРОНА СИЛЫ. Часть 2 «Богини ночи»

ТЕМНАЯ СТОРОНА СИЛЫ. Часть 2 «Богини ночи»

Вкратце содержание первой части. Антрополог и философ Жильбер Дюран утверждал, что жизнь человека определяется его отношением к смерти, что не могло пройти мимо Карла Густава Юнга, который живейшим образом встроил эту теорию в свою аналитическую психологию, отказавшись от идей своего учителя Зигмунда Фрейда о том, что подсознание — это тюрьма для животных инстинктов.

Действительно, что такое жизнь в своей основе? Если очистить её от всей суеты и возни, от всех больших и маленьких событий, то останется только голая математическая СУТЬ: жизнь — это приближение к смерти. Обратный отсчёт, в конце которого — могила. Соответственно, события, которыми человек наполняет свою жизнь, есть СЛЕДСТВИЕ отношения человека к этому чудовищному факту. То есть исходя из того, КАК человек относится к смерти, так он и живёт, таким видит мир вокруг себя. А для этого ему необходимо воображение, а точнее более сложная штука под названием l’imaginaire, которое создаёт из повседневных действий, мыслей, фантазий, целей и мотиваций фильм, где главную роль исполняет сам автор.

Чтобы наш личный фильм как-то встроился в коллективный сериал, между воображением и временем, которое, в свою очередь, является обратным отсчётом, находится архив ролей и мифов, собранный за всю историю человечества. Точку сборки Дюран назвал «антропологическим траектом». Мы как бы подключаемся к этому архиву коллективного бессознательного, чтобы иметь возможность проявить в социуме свою идентичность через архетипы глубинных мифов. В общем, почитайте, если ещё не читали ЗДЕСЬ.

А остановились мы на том, что существуют разные сюжеты, которые делятся на три (а по сути на два) типа. Первый — ДИУРН. Вечная война жизни со смертью. Здесь человек противопоставляет себя смерти и борется с ней. В жизни это выглядит как поход героического персонажа за славой с параллельным мочиловом всего, что мешает.

Классическая диурническая сцена сотен (и даже тысяч) мифов, книг и фильмов. Внимание, герой собирается на войну… на разборки с мафией/в опасное путешествие/(другое). Баба виснет на нём и орёт: «Не пущу, Вася/Джон/Эдуард/Абрам! Останься и живи себе тихо-мирно!» А он отталкивает её (это в современных фильмах отталкивает, а в древних мифах — просто голову срубает к чертям собачьим) и, играя желваками, уходит за горизонт. Это не что иное, как архетипическая сцена противостояния диурна и второго сценария, НОКТЮРНА, для рассказа о котором всё и затевалось. Ноктюрн пытается засосать диурн в своё болото бессмысленного спокойствия, но диурн решительно пресекает эту попытку; на то он и диурн.

Итак, второй сюжет — это ноктюрн. Даже два ноктюрна — драматический и мистический. В первом случае мы воспринимаем смерть как союзника, в котором тоже есть смысл, и как бы заигрываем с ней, а вот в мистическом — полностью принимаем её со всеми недостатками. Это как если бы ночь могла посмотреть на себя глазами ночи и найти в себе плюсы. Всё это взялось не с потолка. Дюран завязывает всё это дело с тремя базовыми рефлексами младенца: постуральным, копулятивным и нутритивным, на которых позже строится вся «база».

Постуральный рефлекс — это рефлекс контроля над своим телом. Именно он заставляет младенца сначала стремиться держать голову, потом садиться, потом принимать вертикальное положение и ИДТИ. Аналогом этого рефлекса выступит режим диурна: скинуть оковы покоя, решительно ВСТАТЬ в полный рост, вырваться из убаюкивающей тьмы на свободу, к солнцу.

Копулятивный рефлекс — это рефлекс РИТМА. Именно он с первых дней жизни заставляет ребёнка фиксировать внимание на погремушках, а потом и самому выполнять различные ритмические действия. На этом же рефлексе основан секс, который, как вы вероятно заметили по личному опыту, ритмичен и соединяет в себе активность и замирание, взлёты и падения, яростные фрикции и посткоитальное спокойствие (драматический ноктюрн, заигрывание со смертью).

Нутритивный рефлекс — это рефлекс поглощения пищи и её переваривания. Это максимально пассивная позиция: поел и уснул, то есть впустил в себя ночь, тьму, покой, смерть.

Лично мне эти связи всегда казались несколько притянутыми, но кто я такой, чтобы спорить со столпами философии, социологии и психологии. Примем на веру и двинемся дальше. Чтобы не путаться, в этой статье мы будем говорить о ноктюрне как об одном сценарии, который полностью является противопоставлением борьбе (диурну). И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что если принимать диурн как свет, то ноктюрн, по человеческой логике, которая привыкла мыслить дихотомиями (полярностями), уходит за его границу, превращаясь во тьму.

Таким образом, добрая ПОЛОВИНА всех вариантов сценариев и ролей из коллективного архива просто остаются вне игры.

Диурн считается мужской (или маскулинной) стратегией поведения, а вот ноктюрну досталась женская (феминная). И тут важно понимать, что к физиологии это имеет опосредованное отношение. Диурн геройствует, ноктюрн принимает всё как есть. В этом ключевая разница. Остальное приписывание определённых качеств определённым полам, такая маркировка «эм» и «жэ», лишь игра нашего «l’imaginaire» (мужик — героический добытчик, женщина — принимающая его домохозяйка). Мало того, в древних диурнических мифах абсолютно ВСЕ женские персонажи — ведьмы, отравительницы, совратительницы и вообще абсолютное зло, ибо символизируют ноктюрническое стремление к вечному покою и энтропии. То есть все женщины — это аватары Смерти, пытающиеся затянуть стремящегося к Солнцу героя в вязкую тьму половых сношений и калорийного питания, поэтому герои их без лишних слов мочат (ну, иногда по-быстрому овладевают ими и съедают обед, который они приготовили… но потом всё равно мочат).

Более того, вся история человечества стала одним гигантским воплощённым в реальность диурническим мифом, в котором солнечный мужчина-герой методично и безжалостно плющит женщину за то, что она — его стратегический враг, посланница Смерти, вооружённая двумя страшными ноктюрническими Орудиями Тьмы — сексом и жратвой. И теперь мы пожинаем реванш ноктюрна, выливающийся в скандальные разоблачения голливудских звезд, повального унисекса и инфантилизма, ибо маятник не может вечно пребывать в одном положении. Рано или поздно он вернётся на другую сторону.

Но давайте про нас и наш опыт. Вспомните себя ребенком. Детство. Такая замечательная пора, но мало кто задумывается, почему она такая беззаботная. Ребёнок ни за что не отвечает, его кормят, поят, дают внимание, любовь и воспитание. Взамен же требуется выполнять простое правило — быть таким, каким тебя хотят видеть родители. В общем, и это можно пережить, если бы не одно НО. Все внешние непонятки ребёнок инстинктивно воспринимает как опасность, связанную с летальным исходом (у инстинктов всё просто в этом смысле — ты или жив, или мёртв), а вот безопасность и удовлетворение всех базовых потребностей связаны исключительно с родителями. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы связать теперь выполнение правил — с жизнью, а невыполнение — с изгнанием из семьи, то есть со смертью. Теперь вы понимаете всю суть детских страхов? Или ты подчиняешься общему укладу, или умираешь.

И детское воображение, подпитываемое сказками и фильмами, уже начинает рисовать единственную приемлемую картину выживания. Светлый герой, отправляющийся в путешествие, чтобы спасти себя и своих родителей от времени-смерти. Конечно, на его пути встретятся те, которые всеми силами будут удерживать в болотце повседневной жизни, навязывать быт, окутывать стабильностью и принятием жизни такой, какая она есть. И тогда он или она вытащит свой сверкающий меч и разорвёт путы трясины бытия.

Качества, способности, таланты, проявления, которые поддерживаются родителями, будут приниматься как собственные, а те, которые будут мешать выглядеть в глазах самого себя как полезные, навсегда будут забыты. Они останутся по ту сторону жизни и света, на другой стороне героического образа, а значит, превратятся в тёмную сторону силы. Их начнут опасаться, а зеркально проявляясь в других, они начнут просто раздражать.

Давайте вспомним, какие качества требуются диурну для своих побед — сила, отвага, целеустремлённость, умение скрывать эмоции, терпеть боль и страдания, постоянное преодоление и борьба. У ноктюрна другие сильные стороны — любовь, принятие, страсть, эмпатия (сопереживание), расчётливость, гибкость, адаптивность, игривость, умение накапливать и приумножать ресурсы.

Интересно, да? Теперь вы понимаете, что враг — это не женская модель поведения, а архетипическая игра нашего воображения, которое просто берёт популярные мифы и вытесняет из сценария всё лишнее? И вот уже эмоциональный мужик воспринимается как педик, богатый — как обманщик, рациональный в средствах — как скряга. То же самое с женщинами. Демонстрирующая сексуальность превращается в шлюху, обеспеченная — в разводилу сильных и храбрых мужиков, карьеристка — в мужиковатую бизнес-леди, хозяйственная и домашняя — в полную дуру.

А теперь на миг представьте, что вы, вне зависимости от пола, всегда являлись сильными и эмпатичными, выносливыми и страстными, целенаправленными и гибкими, отважными и игривыми, путешествующими и состоятельными. Люди ведь рождаются со всем необходимым набором, просто со временем вытесняют всё, что им кажется лишним. Поэтому наша задача не научить вас быть такими, какими вы хотите, а помочь вернуть то, что всегда было вашим.

Во всей этой истории осталось задать всего один вопрос: «Вас устраивает быть половинками себя?»

Если нет — добро пожаловать к нам на семинар http://lukintc.ru/darkzone/