ТЕМНАЯ СТОРОНА СИЛЫ. Часть 1 «Воинство света»

ТЕМНАЯ СТОРОНА СИЛЫ. Часть 1 «Воинство света»

Википедия сообщает нам, что в аналитической психологии Юнга «Тенью» называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признаёт своими собственными. Это свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделён ими в немалой степени. Они образуют теневой образ человека, «тёмную сторону» его личности.

Чтобы разобраться, откуда всё это пошло, нужно вспомнить Зигмунда Фрейда, который к подсознанию относился достаточно настороженно. Он понимал, что кроме глубинных (древних и инстинктивных) демонов типа необоснованного убийства и каннибализма, там находятся и сверхспособности. В те времена об этом догадывались только шаманы, но их быстро вытеснили священники, которые искали чуда в боге, а не в природе человека. В любом случае, основатель психоанализа не спешил вскрывать замки бессознательного, так и ушёл на покой.

На его место пришёл молодой и хваткий Карл Густав Юнг, который не просто намеревался свалить учителя (там было много разногласий, включая отношение к пациенткам-любовницам), но и совершить прорыв в психологии. Стоит сказать, что психологии в привычном для нас понимании тогда не было, была психиатрия, которая стояла на страже лечения всевозможных психопатологий (точнее — того, что ими считалось) совсем одна. Эти основы и решено было снести.

Современные поклонники творчества «Фрэнки» и Вадима Демчога знакомы с Жильбером Дюраном (передача про Лилит). Этот человек взорвал мозг всем! Дюран сказал, что воображение — это не просто фильтр между реальностью и нашим мозгом, а сама реальность и есть. И ввёл в обиход понятие «l’imaginaire».

Что такое «l’imaginaire»? Это процесс, состоящий из воображаемого, воображающего, воображения и самого процесса воображения одновременно. Перевожу: вам всё снится, точнее вы находитесь внутри фильма, который сами создаёте, проживаете и считаете это жизнью.

«Так зачем нам это?» — спросите вы. Воображение имеет одну фундаментальную антитезу (противопоставление) — смерть. Смерть выступает как время, а у времени в чистом виде (если вычесть из него воображение) есть только одно безусловное и свойственное только ему содержание — приближение к смерти. Именно от этого глобального вызова и отделяет нас l’imaginaire.

Само по себе существование у нас имажинэра обеспечивает «антропологический траект» (фр. trajet anthropologique). В переводе с языка социологии — между действительностью (что бы это не значило) и вашим фильмом, который вы считаете своей жизнью, находится обобщённая проекция социума, которая и делает вас в фильме не просто условным хомосапиенсом, а Человеком с определёнными ролями, свойственными всем тем историям, на которых воспитывалось человечество с начала времён. То есть через «траект» ваш персональный фильм проявляется в коллективном сериале, а коллективный сюжет влияет на персональный сценарий вашего фильма. И всё это противопоставляется времени, которое, как известно, утекает песком сквозь пальцы, делая нашу смерть неотвратимой.

Обобщим. Мы все умрём. И чтобы не сойти с ума от этой очевидной мысли, создаём себе воображаемый фильм, как бы бросая этим вызов смерти. Так как в одиночку мы не в состоянии справиться с этим вызовом, мы подтягиваем себе в сюжет всю антропологию человечества, как бы веря, что вместе справиться будет легче. Как если бы вы снимали одну серию нескончаемого сериала, который отвлекает пассажиров «Титаника» от погружения на дно. При этом вы не можете быть абсолютно свободны в сюжете. Индивидуальность прекрасна, но звездолёт в «Игру престолов» не вставишь, вот и приходится учитывать содержание предыдущих серий. Юнг назвал эти серии мифами, а роли — архетипами. Таким образом он положил начало аналитической психологии, в основу которой легло представление о подсознании как об источнике целительных сил и развития индивидуальности и влиянии на всё это сновидений, фольклора и мифологии.

Тут самое время налить себе чайку или пару раз глубоко выдохнуть. Дальше будет забавнее.

Итак, «весь мир — театр, и люди в нём — актёры». И я уже слышу вопрос: «Как понять, какую роль я исполняю, что она значит?» Только есть вопросы поинтереснее. Например, каков сюжет нашего сценария? Ведь в любом сериале есть разные серии, где-то главным героям сопутствует удача, где-то наоборот, проигрывают всё до копейки, где-то они просто развлекаются, проматывая экранное время, а где-то неуместно страдают. Неужели вам не интересно, какой сюжет разыгрываете вы, чтобы отвлечься от самого важного челленджа вашей жизни?

l’imaginaire — это то, что заполняет собой всё пространство перед лицом смерти, что баррикадирует стихию смерти всем тем, что мы видим, чувствуем, слышим, говорим, делаем, строим, ломаем, ощущаем, желаем, о чем грезим, на что надеемся. Оно заполняет время нашей жизни собой, насыщает его содержанием, событиями, смыслом, делает его антропологическим временем — временем повествования истории нашей жизни. Воображение и смерть — вот основная диада, дающая начало всем бесчисленным историям. Она рассеивается в сюжетах, образах, символах, ритуалах, обычаях, социальных институтах, отношениях и культурах.

Но мы отвлеклись (как интересно отвлекаться, правда?). Каждая деталь рождает целую ветвь исследований собственного сознания!
И это не реклама, это скорее приглашение. На двух наших вечерах мы раскроем эту тему более широко, поверьте http://lukintc.ru/darkzone/

Итак, давайте короче, есть три стратегии отношения к смерти. Первая — абсолютное её неприятие. Человек объявляет жизнь светом, а смерть — тьмой, считает, что тьме нет места в царстве света, её не должно быть ВООБЩЕ. Он наполняет свою жизнь бескомпромиссной борьбой со всем, что считает тёмным и неправильным (со злом, добром, порядком, хаосом, невежеством, знанием — НЕВАЖНО; это личный выбор каждого), он стремится стать палящим солнцем, сжигающим всё, что он ассоциирует с тьмой и стагнацией. Каждого, кто пытается его остановить, задержать, сбить с пути, безжалостно отбрасывает и уничтожает, воображая, что таким образом отбрасывает и уничтожает саму Смерть. Этот режим непримиримой войны со смертью называют «солнечным», «дневным» режимом, или режимом «диурна».

Этот сюжет царствует в нашей маскулинной (мужской) вселенной уже многие тысячелетия. Спорт, здоровый образ жизни, позитивный образ мышления, поголовное образование — это лишь современные названия непримиримой борьбы человека и смерти. Ученье — свет, не правда ли? Как и победа, успех, благополучие, комфорт и полный триумф охотников на мамонтов. Неправые должны быть повержены, ибо они несут нам мрак в наше светлое и привычное бытие. Мы должны быть правыми, верными, лучшими, любимыми, главными, единственными, неповторимыми и правильными. Как воины света. И только тогда мы получим всё то, чего хотим. Аминь!

Где-то вы это уже слышали, да? Что-то такое уже начинает прорезаться сквозь туман памяти. Две фигуры (а чаще одна, потому что не всем повезло в жизни иметь полный комплект), от которых зависит всё ваше существование. Только они отделяют вас от страха пропасть навсегда в этом неведомом мире.

Часто взрослые на вопрос «откуда я взялся?» начинают думать свои взрослые глупости, краснея и мямля что-то про аиста. А ведь это самый важный вопрос ребёнка, который уже понимает, что мир как-то существовал без него и может существовать дальше. Он ещё не знает ничего о смерти, но уже чувствует то, что он был не всегда. И не всегда будет… И если он будет таким, каким его хотят видеть, перестанет «делать глупости», «возьмётся за ум», станет послушным и правильным, может тогда его существованию не будет ничего угрожать… И тень неумолимого времени растворится в свете присутствия двух фигур, которые дают ему жизнь и защищают от темноты вечности.

/продолжение в понедельник/

Подробнее на вебинаре «Области тьмы» http://lukintc.ru/darkzone/