3.1 Как и почему нас разочаровывают наши учителя

3.1 Как и почему нас разочаровывают наши учителя

Как-то раз я стоял перед важным жизненным выбором. Мне позарез нужно было научиться руководить. Причём необходимые навыки у меня были, только я продолжал сам делать большую часть работы за своих подчинённых.

В тот момент я понимал, что мне нужно найти кого-нибудь, кто мог бы мне помочь в этом сложном навыке, однако, я был еще молод и неопытен, поэтому решил просто подражать работе тех, кого считал для себя эталоном управления.

Им оказался 55-летний начальник IT-службы, который мог заставить крутиться даже то, что крутиться априори не должно. В компании его называли «Сталиным», а он со своей стороны, старался соответствовать своему образу. Конечно, мне не мог не понравиться такой стиль работы: ему не приходилось повторять дважды, а его распоряжения выполнялись точно и почти всегда в срок. И именно этот образ стал для меня примером для подражания.

Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление и скажу, что примененная мной техника копирования не нова и знакома каждому из вас. Именно моделированием чужого поведения мы обучаемся ключевым навыкам в детстве: ходить, говорить, есть ложкой, сидеть за столом и завязывать шнурки. Позже именно через моделирование мы впитываем все правила и установки, с которыми потом боремся на тренингах. Таким образом, проблемы обучения как таковой нет, однако ребенок не может взять полезное и отфильтровать ненужное, вот и впитывает как губка всё в подряд.

Один из хороших примеров это одежда знаменитостей. Все же помнят черную водолазку Джобса, правда? Многие годы люди воспринимали простоватый стиль гения за чистую монету, одеваясь в вслед за ним чуть ли не из second hand. И только после его смерти всплыло, что водолазки были не совсем обычные, а их автором был японский модельер Иссей Мияк, который и создал эту эксклюзивную модель специально для Стива. Да и комплектов было под сотню, что позволяло основателю Apple ходить в «одном и том же» почти ежедневно.

Похожая история есть и у меня в коллекции. Один из моих знакомых, весь из себя состоятельный человек, тоже одевается просто. Футболки, джинсы, шорты… При этом ему немного за 50. Как прекрасно на нем сидит это простая одежда, выпущенная, как кажется, молодежным брендом! Ан нет, у мужчины есть свой модельер в Италии, который и снабжает его футболками и джинсами, сделанными под заказ.

Кстати, если вы хотите подражать Дмитрию Анатольевичу в его любви к Apple Watch, стоит понимать, что даже у Владимира Соловьева часы стоят 1 млн 300 тыс. Думаю, у Медведева тоже девайс не из re:Store.

Так и мне, в моем подражании «Сталину», пришлось наступить на те же грабли. Позже оказалось, что директор IT не просто бывший полковник КГБ, так и еще прочти вся его команда это или бывшие военные или силовики. И именно этим объяснялся и его стиль управления и результаты работы отдела.

А теперь вопрос вам. Были ли подобные случаи у вас, когда вы «влюблялись» в чей-то образ и подражали ему, однако так и не достигнув высот модели, разочаровывались и искали нового гуру для подражания?

Уверен, бывали. Здесь мы с вами одним миром мазаны. Каждый (или почти каждый) ищет кого-то, кто мог бы разогнать тьму и помочь перейти нам на новый уровень развития и понимания действительности.

Механизму возникновения такой «зависимости» и посвящена эта статья.

Зигмунд Фрейд может и сводил всё к сексу, но знаменит он в научных кругах не этим. До него все оперировали моделью сознания человека, которую создал Вильгельм Вундт. Она напоминала Солнечную систему, была эстетически красива и безмятежна.

Старина Зигмунд, проводивший свои эксперименты больше на невротиках, установил, что всё не так гладко, как казалось раньше. Ему удалось показать, что психика не однородна и разделена на части. Вторым выводом было то, что если есть части, то они конфликтуют. И именно этими конфликтами и объясняется не всегда здравое поведение людей.

Фрейд выделил три основных части: Оно, Эго и Супер-эго. Оно отвечало за наши природные склонности: таланты, мотивы, желания, индивидуальность. Супер-эго — ставила нам правила и запреты, которым мы должны были следовать, а Эго пыталось всё это осознать и сделать верный выбор.

Позже Эрик Берн, последователь Фрейда, в книге «Игры, в которые играют люди» сделает эту структуру более понятной, оттого ставшей много популярней. Эти части он назвал эти Ребёнком, Взрослым и Родителем.

А вот теперь важный вопрос вам, читающим эту статью, и пытающимся разобраться в своих неудачах. А на каком уровне находится наш Учитель, тот самый Гуру, способный разогнать тьму невежества и задать правильное направление нашего развития?

Давайте разбираться!

Итак, в детстве всё просто. Ребенок еще не имеет взрослой части, поэтому функция Родителя здесь понятна — это мама с папой. Именно они запрещают нам совать пальцы в розетку и заставляют вставать рано утром в школу. Мы живём по родительским программам, которые базируются на традициях семьи.

Слово традиции здесь очень важно, потому что многие их путают с социальными запретами. Социум ни в чём не виноват, он старается сделать нашу жизнь комфортнее своими правилами. Сами подумайте, какие такие социальные нормы вам портят жизнь? Если вы распишите на листе бумаги всё то, что вам мешает, вы увидите, что всё это следствие традиций вашей семьи, а никак не социума. Примите это и жизнь ваша станет сильно легче.

Итак, диалог родителя с ребенком прост: нельзя, потому что нельзя; ну а надо, потому что надо. Ребенок зависим от родителей, вот и впитывает всё, как губка. Его моделирование — это процесс, плотно связанный с выживанием!

Не обладая критическим мышлением, еще не умея использовать социальные правила (в том числе и по собственной защите от грубости и насилия), ребёнок ничего не может поделать с прессом традиций.

Видео «Родительско-детский конфликт»

Если этот ролик вызвал у вас эмоции, то это будет лучшим доказательством главной мысли этой статьи: любовь в этом конфликте смешивается с болью. Именно поэтому, уезжая из родных мест, многие вспоминают своё детство как самую приятную пору, одновременно чувствуя что сюда не хочется возвращаться. Нам кажется, что мы сбежали из традиций и теперь сможем вовсю быть самостоятельными и свободными.

Однако, столкнувшись в новыми вызовами мы просто начинаем искать нового Родителя, готовые впитать всё то, что он скажет. Так продолжается путь разочарований. Мы просто переходим от одних установок к другим, ища то, что никогда не найдём, не задействовав нашего собственного Гуру.

Да, этот тот самый Взрослый по Берну, Эго по Фрейду, Я-социальное по Джеймсу и просто Личность, выражаясь житейским языком. Только эта часть, так нелюбимая многими (взрослеть — это же так скучно, да?) является реальным учителем и проводником нас по взрослой жизни.

Именно войдя в этот конфликт отцов и детей, наш Взрослый помогает нам устоять на волнах изменений. Он как третейский судья способен развести по разные стороны ринга «хочу» и «надо». Без его экспертной оценки мы продолжаем ходить кругами, принимая наших учителей за родителей.

В следующей статье мы рассмотрим как же подключить мудрость и критичность Взрослого, перестать сопротивляться правилам социума, чтобы выйти на новый уровень, получив свободу воли и возможность самостоятельного выбора в своей жизни.