Как избавиться от чувства вины

Как избавиться от чувства вины

Наверное, у каждого у нас были невыполненные обещания.

Хорошо, если есть возможность закрыть вопрос разговором, выпить чаю или чего покрепче, излить душу и объясниться.

А если человека уже нет с вами рядом по каким-то причинам? Или он есть, но разговаривать о таком как-то не принято?

Многие попадают в ловушку чувства вины, и не в силах с ней справиться, начинают делать невообразимые вещи: избегать новых контактов, отказываться от смелых амбиций или игнорировать возможность создания отношений.

Когда такое случается с нами, а очень часто это выражается, например, тогда, когда мы отправляемся в самостоятельную жизнь, не имея возможности сдержать детские обещания, которые дали своим родителям, мы, вместо того, чтобы отказаться от старой роли, начинаем её не замечать в себе (вытеснять).

С той минуты, когда человек чувствует себя виноватым, он выводит себя из реальности, погружаясь в сон, который и называет жизнью.

Один из ярких примеров — фильм «Начало» Кристофера Ноллана, который рассказывает о сне и пробуждении.

Доминик Кобб (Ди Каприо) талантливый вор информации из подсознания. Ребята научились использовать технологии (пока фантастические, фильм же) проникать в сновидения и делать там всё, что их душе угодно. Однако, вряд ли фильм стал культовым, если бы в него не были заложены архетипические метафоры, интуитивно знакомые каждому из нас.

Путь Кобба — это классическое путешествие Героя, целью которого является освобождение от заклятия. Его ноша — это обещание, данное своей жене Мол («мы проживём до старости и умрем вместе»), которая позже покончила с собой.

Сама история их семьи уже о многом может рассказать психотерапевту. Успешные архитекторы, они погружаются в мир сновидений, где чувствуют себя богами. Многим знакомо это состояние, когда вы находите что-то по-настоящему значимое, после чего реальность уходит на второй план.

В случае семьи Кобба и Мол этим сном стала их личная жизнь. Реальность изменчива и непредсказуема, чревата кризисами и хаосом. Оттого главные герои выбирают сон в лимбе, где они хозяева и сами себе устанавливают правила. Мол даже перетаскивает из реальности (на самом деле из своих воспоминаний) те атрибуты, которые убеждают её, что она не спит.

В своем сне они проживают 50 лет до старости, однако рано или поздно наступает прозрение. Сон — это не жизнь, как бы нам не хотелось в него верить. Кобб сначала внедряет Мол идею о нереальности происходящего, а потом уговаривает жену умереть во сне, чтобы проснуться в жизни. Так и происходит, после чего их пара сталкивается со всеми проблемами действительности. Не в силах их преодолеть, Молл, опираясь на идею мужа о нереальности мира, решает, что жизнь не может быть такой (несправедливой, сложной, непонятной), а значит, по её мнению, это тоже сон. Всем же иногда снятся кошмары, правда? Молл решает проснуться еще раз и, уже в реальности, выпрыгивает из окна.

После этого события Кобб испытывает чувство вины. Ведь это именно он не сдержал своего обещания и, по его мнению, стал причиной смерти жены.

Наши обещания или клятвы очень часто являются бессознательными программами, от которых потом очень сложно избавиться, потому что они связаны с некой ролью, которую мы обязуемся исполнять.

Это и происходит с Коббом, где в его снах он всегда появляется с обручальным кольцом на руке, что говорит зрителю о том, что герой подсознательно остаётся супругом Мол. Это и есть его заклятие — оставаться в той роли, которой в реальности уже не существует.

Чувство вины создает в нашей голове проекцию человека, с которым связано наше прошлое.

В фильме Мол — это проекция, и когда Кобб разговаривает с ней, в реальности он разговаривает сам с собой. То есть втот момент, когда она обвиняет его в невыполненных обещаниях, — на самом деле это он обвиняет сам себя.

В этом и заключается суть внутреннего конфликта, связанного с чувством вины. Роль и обещания существуют только в прошлом, но создавая себе проекцию того человека, который по нашему мнению, пострадал из-за нас, мы начинаем его словами обвинять самих же себя, стараясь договориться с самими собой.

Итак, после смерти реальной жены, Кобб создаёт для её проекции место в своих воспоминаниях в виде лифта, куда помещает всё то, что хотел бы изменить в прошлом. Это игра сознания: с одной стороны она позволяет оставаться в роли супруга, исполняя обещанный сценарий во сне, с другой — разделить воспоминания и реальную жизнь. Ключевым элементом отделения одного от другого является волчок — тотем Мол, который перешел к Коббу от жены.

Весь фильм Кобб пытается вернуться к своим детям, что означает для него решение внутреннего конфликта и освобождение от старой роли, а значит от своей подсознательной программы.

Механизм вытеснения работает просто: чем больше мы что-то из себя выдавливаем, тем больше оно начинает себя проявлять, превращаясь в кошмар

(кстати, Мол в переводе с французского — «зло», а познакомились они именно в Париже).

В психологии это называется «теневыми аспектами личности» или просто «тенью».

Мол — это «тень» Кобба. И чем больше он старается от неё избавиться, тем её поведение становится всё более агрессивным.

Подробно с «теневыми аспектами» мы работали на курсе «Бой с тенью», и остановить кошмар воспоминаний можно только одним способом — примириться с ними и простить себя. Понимает это и Кобб. Однако в его душе есть слабое место — он верит, что может сдержать своё обещание хотя бы во сне.

Именно это и поддерживает его конфликт в активном состоянии: с одной стороны он хочет жить в реальности, с другой — верит, что в своём сне он продлит жизнь Мол. Это происходит до того момента, пока Кобб не сталкивается в выбором, какую реальность принять — удобную или правдивую. Вечная борьба между правдой и ложью, сладостью иллюзии и горечью действительности: ведь отказаться от Мол для него значит принять то, что он уже никогда не сможет ничего изменить в прошлом.

Чувство вины — это прекрасное напоминание о реальности, ведь оно заставляет нас вспомнить о каком-то поступке, который мы совершили именно в реальной жизни. Механизм освобождения — это признание этого поступка и прощение себя.

Что Кобб и делает, приняв горечь реальности и увидев, что всё происходящее лишь плод его сна, куда он сам себя и погрузил, чтобы не встречаться с правдой.

«Ты не моя жена, потому что ты не так хороша, как она».

Фильм Ноллана не о снах, а о жизни. О том, что когда человек попадает в паутину рассуждений об иллюзорности мира, на самом деле он старается не замечать чего-то в своей реальной жизни.

Когда Кобб в финале фильма отправляется к своим детям, игнорируя волчок, это означает, что ему уже не важно, сон это или явь. Он освободился от прошлого, а значит приобрел свою собственную жизнь.

А так ли важно, куда ведет вас дорога, если это дорога ваша?