Жизненные стратегии

Жизненные стратегии

Безымянный1

 

Вся жизнь человека, так или иначе, связана с добычей и потреблением ресурсов. Мы хотим есть, пить, где-то жить, отдыхать, смотреть мир и так далее. Ресурсы одни — способы их получения у разных людей разные.

У большинства женщин и некоторой части мужчин западной культуры в почете быть Паразитом. Это человек, который потребляет сильно больше, чем сам дает другим. Некогда родители убедили свое чадо в его исключительности, и с тех пор это дитя не знает ничего кроме слово «дай» и «хочу». В случае отказа «дать» устраивается истерика разной степени тяжести в зависимости от поставленных целей. Ребенок хочет отнять у других и забрать себе. Кто деньги у мужа или поклонника, кто внимание у окружения, кто «наворованное» у «воров». Причем, Паразит очень хорошо разбирается в манипуляциях, оттого выдает свои запросы под общие ценности. Отнять и разделить — это не попытка справедливого дележа, а отжим ресурсов себе любимому. Часто данная стратегия является крайне успешной в моменте, но со временем дураков становится все меньше и меньше и Паразит вынужден ограничить себя созданием локального ада для близких людей (пока они еще поддаются дрессировке), но вскоре и они разбегаются, оставляя Паразита выражать свои хотелки в пустоту (или в интернет).

Более мудр в этом смысле Романтик — он всегда за благое дело. За чужой счет, правда. Романтики заваливают почту предложениями о бесплатном прохождении тренинга, обещая потом изменить мир к лучшему. Они всегда готовы вписаться в самую утопическую авантюру, а потом вертолеты МЧС спасают его из задницы, тратя казенный бензин и время профессионалов. Подумаешь, что к кому-то не доедет лишняя «скорая» (они и так не доезжают), зато он, Романтик, совершил Великое дело — защищал желтокрылых утконосов от мамонтовидных выползней. Ну, погибло при этом пару таких же, что же теперь, зато за великое дело. А открыть очередной стартап за счет коллеги? Бог с ним, что без бизнес-плана и расчетов! Потеряли пару сотен тысяч денег, но так не его же! Зато попробовали!

Они принимают решения «для людей», а потом оставляют их ни  с чем. Они хотят сделать мир лучше, не спрашивая, во сколько это обойдется, и кто будет платить. Я тоже давным-давно был романтиком и вспоминаю это время с печалью. Тут нечем гордиться. Финал у Романтиков обычен — они или взрослеют или теряют уважение людей.

Третий тип крайне уважаем в социуме, и возноситься на самый верхний пьедестал — это Потребители. Нет ничего ругательного или оскорбительного в этом слове. Потребители — это люди, которые живут для себя на свои ресурсы. Они работают и зарабатывают, ездят отдыхать и по мере сил помогают другим. Часто, даже бесплатно. Жизнь их не хороша и не плоха — она просто есть. Кто победнее — хотят стать побогаче (или показать это автомобилем, например), а кто побогаче стремиться отделиться от тех, кто победнее, демонстрируя свой уровень жизни тем же автомобилем (подороже). В общем-то, и все, сказать больше нечего.

Творец. Запускают работу своих ресурсов для других. Причем, это не альтруизм, как кажется Потребителям и Паразитам. Это бизнес. Бизнес в том самом понимании, который вкладывается в него на Западе. Я хочу быть богатым, поэтому я должен предложить людям качественный продукт, которым они будут пользоваться, делая свою жизнь более комфортной, и платить мне за это деньги, делая меня еще богаче. Такие люди не живут на стартапах, как кажется Романтику. Их бизнес обдуман и целенаправлен, они рассчитывают все до мелочей, учитывая все стороны — и свою и потребителя.

Их решения бывают непопулярны и жестки, но в итоге выигрывают все, потому что хорошее не бывает сразу, за него приходится платить всем, даже Паразитам. Один мой друг — директор сети магазинов электроники по всей России, имеющий репутацию у Паразитов — жмот, у Романтиков — стяжатель, у Потребителей — странный, сказал мне, что его миссия жизни — это вывод российского рынка услуг на новый качественный уровень. Ни больше, ни меньше. Это, кстати, не мешает ему воспитывать троих детей, старший из которых начал карьеру в папиной компании с должности курьера.

Вот такой мир. Вот такие люди. Но ведь люди — это мы, а значит мир — это то, что состоит из нас